Вести с мест
Директор школы и «трудный» учитель.
Иевлева Ирина Евгеньевна, Заслуженный учитель РФ, директор гимназии «Исток», Великий Новгород
Прилагательное «трудный» мы обычно адресуем школьникам. Правда, сам этот термин справедливо оспаривается, поскольку носит слишком общий характер и не даёт ответа на вопрос, почему именно мы зачисляем в данный разряд того или иного ученика? Либо потому, что он двоечник и хулиган? А, может быть, речь идёт о слишком самостоятельном, эрудированном и отстаивающим свои права подростке? Разные специалисты разрабатывают подходы к работе с этими категориями учащихся, выдвигая свои, ведомые лишь им нормы.
Нередко и руководители школ, директора и особенно завучи, строят свои отношения с педагогами, исходя из каких-то заранее выработанных норм. Кого-то зачисляют в число высокопрофессиональных, считают добросовестными и перспективными, а кто-то оказывается, как и школьник, в категории «трудных».
Разумеется, педагогический коллектив не может быть одноликим, хотя на всех взваливается целая уйма требований, предписаний, отчётных документов, осложняющих главное учительское дело - работу с детьми. Одни педагоги успешно справляются со всем этим, другие стараются выполнить прежде всего бумажную часть работы, оставляя учеников на втором плане, третьи, для которых самое важное - дети, с пренебрежением относятся к формально-бюрократической стороне дела.
Не секрет, что встречаются в школе и случайные люди. Их справедливо называют «урокодателями». К своим обязанностям, правда, они относятся весьма рационально и поэтому не вызывают со стороны администрации нареканий по поводу ведения документации или соблюдения дисциплинарных правил. Интересы, мысли, суждения детей их не интересуют. Конечно, любого директора и его замов беспокоит такое формальное отношение к самой педагогической деятельности, особенно если школа встаёт на путь новаций. «Урокодатели», как правило, оказываются в числе их противников. Им трудно что-либо поручить, вовлечь в подготовку какого либо дела. Придерживаясь принципа «от и до», они всегда находят отговорку, ссылаясь на за занятость или нежелание выполнять лишнюю, незапланированную, кем-то придуманную работу. Строить отношения с такими педагогами - далеко не простая задача директора. Очень часто они вызывают раздражение и неудовольствие со стороны коллег, детей, родителей. Это заставляет их защищаться и еще больше, к неудовольствию всех окружающих, формализовать свой стиль работы. Иногда они находят себе другую сферу деятельности, но чаще продолжают работать, не доставляя радости ни себе, ни детям, ни администрации.
На мой взгляд, возможная тактика работы с такими педагогами - постепенное «раскачивание», ненавязчивое вовлечение в различные дела, общение с творческими коллегами.
Стараюсь всячески поощрять даже малейшие находки и удачи в работе таких педагогов, надеясь, что «проснется педагогический дух», изменится мотивация. Но сложнее администрации приходится работать с педагогами творческими и незаурядными. Они нечасто приходят в школу, но если приходят, то оставляют значительный след в душах детей и их родителей. Признание заслуг неординарных, талантливых педагогов нередко омрачается необходимостью выходить с ними на уровень формально-бюрократических норм, а это оказывается непросто и директору, и самим учителям.
Вспоминаю одного замечательно учителя физики - Александра Васильевича. Он очень многим ученикам помог обрести себя в жизни, избежать безнадзорности, бродяжничества, и учитель он был превосходный, не такой, как все; ученикам он привил любовь к физике, но был пассивен на педсоветах, методических объединениях, не заполнял вовремя документацию.
К примеру, он мог не ставить оценки ученика в журнал в течение всего семестра, объясняя это тем, что не любит ставить «двойки».
Этот человек внес своим появлением небывалое оживление в работу всего педколлектива и администрации. Одним он был интересен и по-человечески и профессионально, раздражая излишней независимостью и незаурядностью.
И только благодаря «тонкой» индивидуальной, «ограждающей» работе администрации с Александром Васильевичем он проработал в гимназии пять лет. А затем уехал в другой город. Как правило, формирование управленческой стратегии в отношении к нестандартно работающим педагогам напрямую зависит от выбранного школой направления деятельности.
В том случае, когда система основана на личностно-ориентированном подходе (и к детям, и к педагогам), предполагается поддержка к индивидуальности со стороны директора и постепенно строится система договорных отношений. Эта непростая и кропотливая работа требует от директора и педагога четко определиться в том, какие именно цели они предъявляют друг другу, какие формы и методы с учениками считают наиболее важными, как обосновывают нормы и требования к различным сторонам педагогической деятельности. Очень важно, чтобы в сложной системе образовательной деятельности обе стороны научились уважать свободу друг друга, тогда постепенно, шаг за шагом, выстроится своего рода договор, основанный на учете взаимных интересов.
Как правило, инициатором такой деятельности выступает директор, так как именно он держит в поле зрения все пространство школьной жизни.
Интуиция, коммуникативной способности помогут ему выбрать время и место для беседы, для откровенного обмена мнениями. В этом случае важно владеть способами рефлексивной деятельности, тогда вопросы, заданные педагогу, помогут ему увидеть себя в коллективе, осознать неудобства, доставляемые другим коллегам в случае нарушения сложившихся правил (незаполнение журнала и прочее). Вместе с тем очень важно использовать творческий потенциал такого педагога для профессионального и личного роста всего коллектива.
Роль директора по отношению к неординарным учителям скорее поддерживающая, чем контролирующая, заинтересованная, а не формальная.
Впрочем, «разложить по полочкам» все нюансы взаимодействия с творческими учителями довольно трудно. Они - все разные, и способы взаимодействия с ними не вписываются в жесткий алгоритм. Важно стремиться к тому, чтобы эти люди удерживались в школе, и создавать им достойные условия для работы.