Вести с мест
Всё о практике
Галина Артуровна Гектина, доцент кафедры билингвального обучения, руководитель практики
В процессе подготовки магистров по программе « Образовательный менеджмент» важное и значительное место отводится проведению практики в образовательной и производственной сферах. Целесообразность данного вида учебной деятельности определяется приобретением практических компетенций, необходимых для будущей профессиональной деятельности.
Анализ процесса управления в образовательной и производственной сферах с позиции психолого-педагогической теории и опорой на личный опыт магистрантов (практикантов) способствует развитию их управленческого мышления. Применение ранее усвоенных знаний и умений на практике при решении различных образовательных и управленческих проблем стимулирует развитие творческого подхода к профессиональной деятельности будущего менеджера образования.
В учебном плане предусмотрены два вида практики:
научно-педагогическая (IX семестр – 108 часов, XII семестр – 162 часа)
научно-исследовательская (X семестр – 108 часов, XI семестр – 108 часов)
Цель научно-педагогической практики:
формирование и развитие умений профессионально-педагогической деятельности в высшей школе.
Цель научно-исследовательской практики:
подготовка магистрантов к эффективной профессиональной управленческой, научно- исследовательской и аналитической деятельности в области образовательного менеджмента.
В ходе научно-исследовательской практики реализуется так же группа
задач, связанная с активным наблюдением за деятельностью административного звена образовательного учреждения, предприятия, фирмы, изучение опыта их работы и участие в отдельных видах деятельности: образовательной, организаторской, управленческой.
Содержательное наполнение каждого вида практики определяется требованиями образовательного стандарта высшего профессионального образования по данной специальности, а так же этапами формирования общих и специальных профессиональных умений и личностных качеств.
В ходе подготовки к проведению практики важное значение придаётся выбору базы практики.
Деятельность магистранта в период практики является аналогом профессиональной деятельности преподавателя и менеджера в образовательной сфере: в университете, в учреждениях среднего и начального профессионального образования, общеобразовательных учебных заведениях различного вида, обладающих материально-техническим и кадровым потенциалом, достаточным для выполнения программы практики. Их отличают инновационные идеи и деятельность, активное внедрение современных технологий в образовательный процесс.
Объектами для проведения практики в сфере образования являются:
администрация образовательных учреждений различных видов;
кадровая служба образовательных учреждений.
В НовГУ - это кафедры педагогики, психологии и Профессионального Педагогического Образования.
Среднее профессиональное образование – педагогический колледж. Общеобразовательные учебные заведения: гимназии № 1, 4, «Исток».
Базами для проведения практики в сфере производства служат предприятия и фирмы, которые относятся к различным формам собственности (государственной, совместной и частной)
Выбор предприятий в качестве баз практики определяется по следующим критериям: высокое качество производимой продукции и спроса на неё, высоким уровнем и профессионализмом управления, современной организацией труда и условиями работы, наличием профессиональной службы по работе с персоналом, эффективной системой повышения квалификации, подготовки и переподготовки персонала, развитой корпоративной культурой, хорошим психологическим климатом, высоким профессиональным уровнем и стабильностью кадрового состава.
В связи с этим в качестве баз практики выбраны с согласия руководителей:ОАО «Акрон», ООО «Амкор – Ренч- Новгород», ОАО «Северо- Западный Телеком», ОАО «Новгородэнерго», ЗАО «Новгородский металлургический завод» (перечень предприятий может расширяться).
С данными предприятиями нас связывает трехлетний опыт совместной работы организации и проведения практики студентов по специальности «Управление персоналом».
Студенты проходили практику в качестве помощников инспекторов по кадрам, менеджеров, консультантов по вопросам управления персоналом, при необходимости выполняли функции психологов. Одновременно шёл сбор, обработка и анализ материалов для дипломной работы.
Большинство студентов получили хорошие отзывы по результатам своей практики от внутренних руководителей (сотрудников административного звена базовых организаций). В отзывах – характеристиках с предприятий отмечается, что студенты – практиканты имеют достаточную психолого-педагогическую подготовку, позволяющую им быстро адаптироваться к условиям предприятия и коллектива, обладают хорошими теоретическими знаниями в области управления персоналом, а также личностными качествами, необходимыми при осуществлении организаторской деятельности: трудолюбием, исполнительностью, коммуникабельностью, оперативностью, умением и желанием работать в коллективе, творческим подходом к многообразной деятельности менеджера.
Опыт работы по организации и проведению практики студентов специальности «Управление персоналом» с учетом анализа, рекомендаций, пожеланий, выводов, а также ряда замечаний позволит руководителям практики по направлению «Образовательный менеджмент» подготовить и провести практику магистрантов на более высоком уровне, требующем поиска новых путей в отечественном высшем образовании, отвечающим современным европейским стандартам.